Официальный дилер брендов: Hertz, Focal, Audison, JL Audio, Match
Ежедневно с 11:00 до 20:00
+7 812 407-28-18 заказы
по России и СПб
Автозвук-СПБ Казакова
СПб, ул. М. Казакова, д. 35, 158
тел. +7 (812) 407-28-18, доб. 158
Автозвук-СПБ Ополчения
СПб, пр. Н. Ополчения, д. 201, 16
тел. +7 (812) 407-28-18, доб. 16
Автозвук-СПБ Просвещения
СПб, пр. Просвещения, д. 35, 527
тел. +7 (812) 407-28-18, доб. 527
Автозвук-СПБ Хасанская
СПб, ул. Хасанская, д. 15, 672
тел. +7 (812) 407-28-18 доб. 672
Студия автозвука LK-Studio
СПб, ул. М. Казакова, д. 35, 197
тел. +7 (911) 253-63-63
Ваш город: Санкт-Петербург
КАТАЛОГ

Как выбрать усилитель звука в авто

24.04.2024

Как выбрать усилитель звука в авто?

В компании Автозвук-СПБ подготовлено подробное руководство по выбору автомобильного усилителя. С его помощью теперь будет проще найти именно свой, самый подходящий аппарат и разобраться во многих деталях, определяющих конечный результат. 

Причины появления усилителя

Внешние усилители и усилители с процессором появляются в автомобиле, когда возникает необходимость улучшить качество штатного звука. Представлено множество моделей, различающихся количеством каналов, классом работы выходных каскадов, общей конструкцией и отдельными узлами, а также техническими параметрами. На что обратить внимание, выбирая усилитель?

Мощность бывает разная

Сначала разберемся, зачем внешний усилитель вообще нужен. Ведь от магнитолы динамики тоже нормально работают. Но что есть норма? Магнитола в силу своих конструктивных особенностей не может развить мощность, необходимую для полного раскрытия потенциала динамиков. Речь идет не о громкости как таковой, а скорее о способности всей системы звучать хорошо на разных уровнях, включая значения и низкие, и умеренные, и самые сильные. 

Магнитола не может заставить динамики «проснуться» на невысокой громкости, а на высокой она уже перегружена и появляющиеся искажения заметно портят звук. Остается совсем небольшой выбор среди положений регулятора громкости. Внешний усилитель, обладая необходимым запасом мощности, эту ситуацию исправляет в лучшую сторону. Музыка, звучащая даже с небольшой громкостью, вызывает вовлеченность и способна захватить внимание. Высокие уровни громкости уже не вызывают дискомфорта, ведь искажений нет и звучание чистое. Любая громкость становится приемлемой.

Без динамики не поют динамики

Внешний усилитель обладает более широким динамическим диапазоном, что делает звучание в сравнении с «магнитольным» более масштабным, оно оживает, когда уходит сдавленность и появляется раскованность. Высокое различие в звучании тихих и громких звуков, которое может обеспечить только внешний усилитель, делает прослушивание неутомительным долгое время. Музыка пульсирует и вызывает ощущение разнообразия.

Усилитель гораздо лучше разделяет каналы между собой, не давая возможности проникновения одного в другой. В магнитоле это как раз и происходит — размываются параметры музыкальной сцены, которая утрачивает четкость образов и становится бесформенной. В отличие от магнитолы, все каналы усиления которой находятся в одной микросхеме (буквально друг на друге), в усилителях выходные каскады каналов расположены по противоположным сторонам корпуса. Физическое разделение, конечно же, способствует разделению электрическому.

Зачем нужно это разделение

При производстве звукозаписей применяются различные технические приемы, чтобы вызвать у нас ощущение «сцены», на которой музыкальные образы имеют определенные очертания и конкретное местоположение. Образы должны распределяться по ширине воображаемой сцены равномерно и появляться не только слева, посредине и справа, но и занимать промежуточные положения. Кроме того, сцена не должна быть плоской, ей нужно иметь несколько планов в глубину. Без внешнего усилителя с хорошим разделением каналов эти эффекты становятся неслышимыми и поэтому просто недоступными. «Магнитольный» звук не позволяет о них даже догадаться.

Когда без усилителя нельзя

Не редки случаи, когда без усилителя или усилителя с процессором просто не обойтись. Это замена штатных динамиков на новые, значительно более совершенные и мощные. Новые динамики могут иметь другой импеданс и тогда без усилителя они со штатной системой не всегда смогут "подружиться". Сабвуфер всегда требует отдельного усилителя, здесь без него никак. Модернизация штатных систем без замены динамиков и тем более с заменой. Модернизация сложных штатных систем, где изначально применяется раздельное усиление частотных полос и обработка звука — в этом случае усилитель с процессором, будет единственным правильным ответом. 

Основные классы усилителей

В индустрии автозвука используются усилители классов AB и D. В общем и целом, ни тот, ни другой класс не лучше и не хуже, но есть заметные особенности. Усилители класса АВ наделены выраженной музыкальностью и ясным звуковым почерком. При этом они имеют большие размеры, что далеко не всегда позволяет установить их, где хочется. У них заметный нагрев и значительное потребление тока. В усилителях класса D более высокий коэффициент полезного действия. При тех же габаритах эти усилители значительно мощнее, либо при той же мощности они гораздо компактнее.

Усилители класса D всегда можно установить скрытно, миниатюрный корпус почти всегда легко разместить в любой полости. Кроме того, эти усилители часто снабжены богатым набором регулировок, вплоть до оснащения встроенным звуковым процессором. Это делает их воистину универсальным средством настройки. Случаи, когда только класс D может найти применение — это уже упомянутые комбинированные устройства с процессором и мощные сабвуферные усилители, в которых применять класс AB уже нет смысла в виду их потребления энергии, которое на высоких мощностях станет непомерным.   

Количество каналов в усилителе звука

1-канальные усилители (моноблоки) — эти устройства предназначены для сабвуферов. Имеется большой набор усилителей с разной мощностью для разнообразных задач. Существуют как миниатюрные модели с габаритами пачки сигарет и с мощностью порядка 300 – 400 Вт, так и многокиловаттные монстры с традиционными размерами. Есть и нечто среднее — аппараты еще совсем небольшие, но уже очень мощные. Моноблоки, как правило, имеют необходимый набор настроек именно для сабвуфера. 

2-канальные усилители включаются либо в стереорежиме и работают на два динамика (или две группы динамиков), либо «мостом», когда два канала объединяются. Мостовое соединение превращает 2-канальный усилитель в 1-канальный, при этом исходная мощность, заявленная для одного канала, возрастает как минимум втрое. Именно поэтому 2-канальники часто выступают как сабвуферные усилители.

4-канальные усилители — самый универсальный вариант, позволяющий осуществить несколько вариантов включения. Фактически, это два 2-канальника в одном корпусе. Среди вариантов нагрузки — 4 динамика, 2 динамика + сабвуфер, 2 сабвуфера (или две группы динамиков, требующих высокой мощности). Любая из двух пар каналов или обе сразу могут объединятся в мостовое соединение. Однако, следует учесть, что блок питания в этих усилителях на все каналы только один, и сабвуфер, на который нагружена пара каналов будет забирать почти все его ресурсы. Наилучший вариант — это когда для сабвуфера предусмотрен отдельный усилитель.

Многоканальные усилители. В этих устройствах, как правило, шесть и более каналов, что допускает множество вариантов коммутации и подключения. Многоканальный усилитель способен озвучить всю систему и в одиночку преобразить звучание в автомобиле. В этих устройствах предусмотрено большое количество регулировок. Часто именно многоканальники оснащаются встроенным звуковым процессором. Скромные габариты допускают разнообразные варианты размещения. Многоканальные усилители — наиболее перспективное направление на сегодняшний день.

Мощность: много — не мало!

Рассматриваются только значения номинальной мощности. Главное правило — усилитель должен иметь запас. Каждый канал должен быть по мощности выше или хотя бы равным номинальной мощности нагрузки, которая к нему подключена. Остается открытым очень важный вопрос настройки усилителя, ведь если им пренебречь, то велик риск выхода динамиков из строя. Одинаково опасен для динамиков как недостаток мощности, когда усилитель перегружен, так и избыток. Но во втором случае запасную мощность можно легко «припрятать» регулировкой, а с ее недостатком ничего сделать нельзя. Перегруженный усилитель — опасная ситуация. Всегда ориентируйтесь на то, чтобы в усилитель был мощнее.

Тонкости присоединения

Важный момент: если для усилителей указывается мощность каждого канала (например, 2 х 70 Вт) или одного канала, если это моноблок (например, 1 х 500 Вт), то для динамиков указывается мощность системы. Проще говоря, нам сообщается суммарная мощность комплекта в общей упаковке. Номинальную мощность динамиков в 80 Вт следует рассматривать как 40 Вт + 40 Вт, при условии, что динамиков в комплекте два. Для комплекта компонентной системы 100 Вт с несколькими динамиками для левого и правого канала действует то же правило: 50 Вт налево, 50 Вт направо. Для такой системы будет нужен усилитель с мощностью однго канала не менее 50 Вт и выше. С сабвуферами, к счастью, проще. Сабвуферный динамик, как правило, в коробке один, поэтому разночтений и путаницы не возникает.

Звуковой диапазон и его части

Все усилители, кроме сабвуферных моноблоков, способны воспроизвести полный звуковой диапазон. При помощи встроенных фильтров, звуковой диапазон по необходимости может быть ограничен — как сверху, так и снизу. Типичная настройка 4-канальника: два канала, объединенные «в мост» обслуживают сабвуфер и для него задействован фильтр НЧ, сабвуфер выше 80 – 100 Гц не играет. Другие два канала подключены к фронтальным динамикам, для них действует фильтр ВЧ с теми же цифрами 80 – 100 Гц, но в данном случае «отрезается» самый низкий бас. Его играет сабвуфер, динамики можно разгрузить. Что касается сабвуферных моноблоков, то их рабочий диапазон уже сразу ограничен сверху, обычно они не воспроизводят сигнал выше 250 Гц, так сказать, «с рожденья».

Что скрывают регуляторы

Все автомобильные усилители, разве что только за очень редким исключением, имеют набор настроек. Первая и главная из них — регулятор входной чувствительности, настройку которого нужно начинать из самого начального и «тихого» положения, постепенно поднимая уровень и выводя усилитель на проектную мощность. Многие начинающие поклонники автозвука положение этого регулятора ставят наугад, чем потом осложняют себе жизнь в виде наводок и шумов. Правильное положение регулятора — минимально возможное от левого края, но при котором должна обеспечиваться выдача необходимой мощности.

Регулируемые, либо фиксированные фильтры НЧ и ВЧ позволяют при необходимости манипулировать с шириной звукового диапазона, «обрезая» что-то по одному из краев, либо сразу по обоим краям и выделяя нужную частотную полосу. Часто встречаются переключатели или регуляторы схем подъема баса и даже высоких частот (bass bust, treble bust), которые на практике редко когда приносят пользу.

В сабвуферных усилителях кроме обязательного фильтра НЧ, может встретиться очень полезный фильтр ВЧ, который ограничивает воспроизведение с самых нижних границ. С его помощью можно, к примеру, выставить уровень 30 Гц и именно с этого уровня только начнется усиление. Полезно отсечь самые низкие частоты, чтобы не нагружать сабвуферный динамик тем, что он все равно играть не сможет. Также этот фильтр будет крайне полезен для сабвуферов с акустическим оформлением "фазоинвертор" и других конструкций с резонаторами.

Настройка фазы

В наибольшей степени это касается совместной работы усилителя и сабвуфера. Как правило, сабвуфер располагается в задней части авто, а звучать он должен вместе со всей музыкой, основные излучатели которой — фронтальные динамики. В хорошо налаженной систетеме бас воспринимается слитно с другими звуками и исходит как будто тоже спереди. Частично достичь такого эффекта помогает пробная смена полярности на акустическом кабеле. Это можно сделать со стороны акустических клемм усилителя, либо на входном терминале сабвуфера. Меняя акустические "+" и "-" местами, мы переворачиваем абсолютную фазу сигнала на 180 градусов и в одном из двух положений эффект баса спереди будет более заметным.

Некоторые усилители оснащаются переключателем фазы на два положения: "0"/ 180", который облегчит поиск лучшего варианта из двух. К тому же — без лишних хлопот со сменой полярности. Но наиболее точно отрегулировать время прихода звуковой волны от сабвуфера позволяют только плавные регуляторы от "0" до "180". Они дают возможность выставить промежуточные значения и выбрать именно такой поворот фазы, который обеспечит полную илллюзию, что сабвуфер стоит на капоте, а не в багажнике. Совсем нетрудно отличить визуально ступенчатый переключатель от плавного регулятора. Обратите внимание на обязательное наличие последнего в арсенале усилителя, если других средств настройки фазы (например, как в продвинутой магнитоле) у вас не предвидется.

Подключение звукового сигнала

Если источником звука является нештатная магнитола, оснащенная линейными RCA-выходами, то соединение с усилителем наиболее простое и самое «правильное» — через межблочные RCA-кабели. Однако же, подключаясь к штатному головному устройству или к магнитоле без линейных RCA-выходов, придется использовать обходной путь. Это так называемые «входы высокого уровня», которыми оснащаются некоторые усилители. Зная заранее, что будет подключение к штатному головному устройству, можно обратить внимание именно на эти модели. В противном случае, придется задействовать еще одно устройство под названием «Преобразователь высокого уровня в линейный», а также RCA-провода.

Подключение питания

В линии питания автомобильного усилителя протекают большие токи, поэтому плюсовой кабель всегда подключается только к аккумулятору. Необходимо предусмотреть предохранитель, защищающий питающую линию. Он устанавливается возле аккумулятора. Минусовой кабель можно соединить с кузовом, но предпочтительнее, хоть и дороже, будет как и плюсовой подсоединить его непосредственно к аккумулятору. Нельзя экономить на сечении кабеля. Недостаток энергии, который недополучит усилитель, превратит его в менее мощный. 

Ключевые бренды усилителей

Выбирая марку усилителя, разумнее всего ориентироваться на авторитетных производителей с мировым именем, которые имеют многолетнюю репутацию. Бренд, существующий несколько десятилетий, вызывает больше доверия, чем бесконечная череда все новых и новых имен и новых и новых моделей. Обратите внимание на наш достойный ассортимент.

Hertz - марка итальянского концерна Elettromedia, производящая усилители. Аппараты Hertz обладают очень хорошим звуком, а мощность у них всегда выше заявленной. Предусмотрены входы высокого уровня.

Focal - усилители французской марки, начиная с самой начальной модели, имеют достойное звучание и часто могут лидировать среди других усилителей во схожей ценовой категории и с близкими параметрами.

Audison - марка итальянского концерна Elettromedia, ориентированная на профессионалов. Усилители высочайшего качества наделены безупречным звучанием. Особого внимания заслуживают усилители с процессором.

AMP by A.Vakhtin - Усилители с процессорами российского бренда для машин премиум-класса. Усилители известны альтернативным подходом к ценообразованию и привлекательны невысокими бюджетами систем на их основе.

JL Audio - популярность в США у этих усилителей, под стать популярности сабвуферов и динамиков  данной марки. Специализируется на качественных системах для автомобилей и водных транспортных средств.

Match Audio - бренд из Германии выпускает уникальные усилители с процессорами, которые нацелены на работу с аудиосистемами премиального класса. Весь ассортимент служит для замены штатных компонентов.

Kicx - среди усилителей данной марки существует полный набор аппаратов различного уровня с разным количеством каналов и с разной мощностью. Большой диапазон цен помогает привлечь многих покупателей.

Ural - популярная марка предлагает разнообразные усилители. Несколько линеек в модельном ряду способны решить многие вопросы по улучшению звучания. Хорошее исполнение и разумная стоимость.

ACV - один из немногих брендов, способных приятно удивить большим количеством усилителей в во всем ассортименте и приемлемыми ценами. Эти усилители часто бывают первыми у начинающих меломанов.

Deaf Bonce - производитель специализируется на громком звуке и данные усилители соответствуют общей идее. Благодаря высокой производительности, эти малогабаритные аппараты обладают высокой мощностью.

В заключение

Внешние усилители в автомобильных звуковых комплексах — не прихоть и не излишество. Это необходимость. Со временем каждый автовладелец, увлекающийся музыкой, приходит к пониманию того, что усилитель нужен. То скупое и безжизненное звучание, которое только и можно воспринять без усилителя, становится просто невыносимым и тогда начинаются поиски подходящей модели. Надеемся, что наши советы будут полезными, а выбор и установка с настройкой недолгими. 

Все новости
Товар добавлен
в корзину